«Монетарные инструменты не работают»
Председатель Координационного Совета ФБА СУШС, Исполнительный вице-президент РСПП, Мурычев Александр Васильевич дал интервью газете «Известия».
Александр Мурычев — о том, почему регулятору нужно как можно быстрее снизить ключевую ставку
Повышение ключевой ставки — это монетарный инструмент, способный сдержать инфляцию и укрепить рубль. Но монетарные инструменты в России не работают. Повышение ключевой ставки до 17% годовых взвинтило ставки по кредитам для крупного бизнеса с предкризисных 14–16% годовых до 20–30% и даже более. Это фактически парализовало работу промышленных предприятий, плюс ко всему банки ужесточили требования к заемщикам, перестав кредитовать их под оборотные ресурсы.
Пострадал практически весь реальный сектор экономики. Страдают компании, ориентированные на импортозамещение, — у них в текущей ситуации нет средств на реализацию этой программы. Под ударом оказались предприятия агропромышленного комплекса, оборонка. Компании, выполняющие госзаказ, открыто говорят, что в условиях удорожания кредитных ресурсов им нужна помощь государства — максимальное авансирование из бюджета, субсидирование процентных ставок по банковским кредитам (они способны занимать максимум под 15% годовых при текущих 30%). Объем программ госзаказа на 2015 год — сотни миллиардов рублей. Чем дольше будет держаться текущая ключевая ставка, тем большие потери будут нести предприятия. Волна банкротств в случае сохранения нынешних условий среди компаний неизбежна, сейчас они страдают не меньше, чем малый и средний бизнес (МСБ).
Проблем компаниям добавляют введенные США и ЕС санкции, снижение цен на нефть. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству до конца I квартала 2015 года проработать предложения по субсидированию кредитных ставок для компаний, реализующих приоритетные программы. Но этот вопрос должен решаться не за месяцы, а за считаные дни. Если будут банкротства крупного и среднего бизнеса, который приносит 70–75% ВВП, бюджет понесет значительные потери.
Оптимизма не добавляют прогнозы Международного валютного фонда и самого ЦБ: первый предрекает трехпроцентное падение экономики России в 2015 году, стрессовый сценарий второго предполагает, что этот показатель будет 4,5%. Нельзя сказать, что экономика России рухнет. Но то, что мы находимся в тяжелом положении, — очевидно.
Центробанку нужно как можно быстрее снизить ключевую ставку, уже 30 января 2015 года на совете директоров ЦБ — до 12% годовых. Задача по поддержке экономики возложена на правительство, но без принятия решения о ключевой ставке выполнять эту миссию невозможно. ЦБ с большой долей вероятности пойдет на снижение: на регулятора обрушилась критика со всех сторон — недовольны и бизнес, и банки, и законодатели.
По поводу выделения банкам 1 трлн рублей для поддержки реального сектора. Мы написали письмо вице-премьеру Игорю Шувалову, в котором указали, что круг получателей этих денег не должен ограничиваться игроками с капиталом от 25 млрд рублей. Это — преимущественно московские игроки: госбанки и крупные частные банки с и так неслабой поддержкой своих акционеров. Мы предлагаем включить в круг банков, которым должна быть предоставлена госпомощь, региональные банки с активами от 10 млрд рублей. Это опорные социально значимые банки, и их у нас порядка 70, они кредитуют тысячи предприятий в 29 регионах РФ. По нашим оценкам, первоначально им нужно предоставить хотя бы 100 млрд рублей.
Трудно пока оценить, какие уже потери понес крупный бизнес, но весьма примечательно то, что все компании занимаются оптимизацией. В прошлый кризис 2008–2010 годов с рынка ушли десятки компаний (снижение производства у некоторых составило более 20%).
Правительству надо рассмотреть универсальные льготы для инвестактивных компаний, включая инвестльготу. И, конечно же, пересмотреть применительно к сложившейся ситуации систему ценообразования при выполнении госзаказа и минимизировать рост тарифов естественных монополий.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/582084#ixzz3PXb3IxUb
This post is also available in English: “Monetary instruments do not work”